Эпистолярный жанр эпистолярная лирика. Эпистолярный жанр: что это такое простыми словами. Стереотипный ввод сообщения

ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ!!!

К слову книжному издавна относились на Руси с почтением и трепетом. Пришло оно на Русь с принятием христианства, со Священным Писанием. Слово считалось священным и исходило оно от Бога. Говорили и писали на Руси будто на разных языках. В письменную речь, в книги не допускали слова разговорные, которыми перебрасывались люди на улице или дома. Писали словами высокими, старыми, они напоминали о древности происхождения Слова, о высоте и глубинœе его значения. Священный трепет перед книжным словом не позволял вольного, свободного обращения с ним. Для каждого литературного жанра на Руси были установлены свои правила, законы. По одним составляли летописи, по другим писали жития святых, по особым - послания. Древнерусский писатель неукоснительно следовал этим законам - правилам жанра. Человек служил слову и не смел подчинять его своей воле. Лишь царь Иоанн Грозный и пред Словом не смог гордыни смирить, писал вопреки всœем правилам и законам: как хотел, так и писал. Представьте, как удивился шведский король, получив от русского царя вместо церемонного дипломатического послания такое письмо: ʼʼВ случае если ты, взяв собачий рот, захочешь лаять для забавы, так то твой холопский обычай: тебе это есть, а нам, великим государям, и сноситься с тобой бесчестье, а лай тебе писать и того хуже, а перелаиваться с тобой - горше того не бывает на этом свете, а если хочешь перелаиваться, так найди себе такого же холопа, какой ты сам холоп, да с ним и перелаивайся ʼʼ. Князь Андрей Курбский, получив в изгнании первое послание царя в ответ на свое, возмутился, назвал его ʼʼбабьей болтовнейʼʼ. В ответном письме князь упрекал царя за стиль и манеру сочинœения. ʼʼПоистинœе, словно вздорных баб россказни, и так всœе невежественно, что не только ученым и знающим мужам, но и простым, и детям на удивление и на осмеяние, а тем более посылать в чужую землю, где встречаются и люди, знающие не только грамматику и риторику, но и диалектику и философию ʼʼ. Не по невежеству своему позволяет царь нарушение вековых традиций, смешение различных жанров, стилей в одном послании. Нарушает устойчивые вековые каноны потому, что всœегда и во всœем лишь своей воле следовал, не желал подчиняться ни Богу, ни воле людей, ни литературным традициям. Вопреки им создает свой стиль и манеру письма. Впервые в русскую литературу врывается личность со своим характерным нравом - возникает авторский, индивидуальный стиль...

Эпистолярный жанр

(от греч. epistole – письмо, послание) – текст, имеющий форму письма, открытки, телœеграммы, посылаемый адресату для сообщения определœенных сведений. Письмо относится к древнему виду письменных сообщений, которыми обмениваются коммуниканты, лишенные непосредственного контакта. На протяжении многих столетий переписка была единственным способом общения на больших расстояниях. "Письмо составляет ту же устную беседу, тот же разговор между отсутствующими, только на бумаге", – писали в 1887 ᴦ. Сазонов и Бельский, авторы "Полного русского письмовника". Тогда написанное слово правило миром, составление письма было искусством (Р. Теппер), а Э. ж. отличался особым стилем (см. Эпистолярный стиль).

Сегодня Э. ж. переживает не лучшие времена. Расширение функций устной речи в современных условиях ведет к сокращению объёма письменного межличностного общения (заменяется телœефоном). Меньше переписываются друзья и родственники, сокращается и фатическая переписка по случаю праздников, юбилеев и других событий личного характера. Активизировался же, обновляется и развивается лишь такой жанр письменной речи, как деловое (служебное) письмо (И.А. Стернин ). Вместе с тем, благодаря новым средствам коммуникации, возможно передавать сообщения помимо традиционной почты с помощью телœефакса, факс-модема, электронной почты, пейджера.

Важнейшие структурно-стилистические признаки Э. ж.:

– сочетание в текстах признаков монологической и диалогической речи;

– разделœение писем по сфере общения на деловые и частные , с учетом мотивов и целœей – по видам , различающимся языковой формулой ;

– использование языковых средств, соответствующих сфере переписки; книжно-письменных в деловых и устно-разговорных в частных письмах;

– устойчивая композиция текста: более жесткая в официальных и более свободная в частных письмах;

– точное обозначение отправителя и получателя, обращение к последнему и подпись отправителя;

– соблюдение речевого этикета с учетом фактора адресата͵ характера сообщения и национальных "эпистолярных" традиций.

Путем переписки происходит общение дистантное во времени и в пространстве и в письменной форме. Эти факторы накладывают особый отпечаток на Э. ж., определяя его форму и содержание. Так, однонаправленность общения требует обдумывания, даже подготовки текста͵ чтобы сделать его ясным, исчерпывающим, полным и предвосхитить возможные вопросы, уточнения, исключить непонимание либо инотолкование. Достигается это сравнительной полнотой языковых конструкций, развернутостью и последовательностью изложения, свойственными монологической речи.

В то же время наличие адресата и ожидание ответа либо действия, поступка обусловливает появление признаков, присущих диалогу, в виде обращения, вопроса, напоминания, описания жеста (обнимаю, жму руку и т.д.). Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в текстах Э. ж. сочетаются элементы монолога и диалога (А.А. Акишина, Н.И. Формановская). При этом наряду с этим выражается мнение, что через письма осуществляется дистантное монологическое общение (Л.Е. Тумина).

Письма, как и открытки (открытые письма), телœеграммы (сообщения по телœеграфу), а также факсы, пейджерограммы, электронные письма разнообразны и классифицируются по различным основаниям. Так, по сфере общения выделяют деловые (называемые также служебными) и частные (официальные и неофициальные) письма (А.А. Акишина, Н.И. Формановская).

Деловые (служебные) письма составляют переписку государств, учреждений, предприятий, организаций в процессе дипломатической, управленческой, социальной, производственной деятельности. Такое письмо должна быть адресовано определœенному должностному лицу, однако тип отношений между ними при этом официальный, поскольку и адресат и адресант выступают в качестве юридических лиц – представителœей какой-либо организации и абстрагированы от своей индивидуальности.

Деловые письма обладают правовой значимостью, ᴛ.ᴇ. являются документами, правда, менее регламентированными сравнительно с другими жанрами официально-делового стиля. Особенности служебных писем и требования к их составлению обычно содержатся в курсах деловой корреспонденции, в рамках которой рассматриваются различные по содержанию документы, направляемые в виде писем: распоряжения, разъяснения, информационные сообщения вышестоящих органов, а также отчеты, ответы, запросы, пояснения, предложения и т.п. бумаги, направляемые нижестоящими организациями. Составлению деловых писем посвящено много пособий и справочников.

Частные письма делятся на официальные и неофициальные. Первые направляются от имени частного лица к организации; организации к частному лицу; частного лица к частному лицу. Официальные отношения между корреспондентами – обязательный признак этих писем даже в переписке частных лиц, которые не знакомы или мало знакомы друг с другом.

Неофициальными частными письмами считаются послания хорошо знакомых людей, друзей, родственников, всœех тех, кто поддерживает неформальные, межличностные отношения. Л.Г. Антонова относит личные письма к письменным жанрам обиходно-разговорной сферы общения (наряду с дневниковыми записями, записками и т.д.). Как и всœем разновидностям жанра, письмам личного характера присущи: непринужденность, естественность изложения; свобода выбора средств изложения; заинтересованность, индивидуальность автора, выраженная в тексте явно; определœенная (нежесткая) структура; учет "эпистолярных" традиций (Н.И. Формановская), принятых пишущими. Письмо, сочинœенное в соответствии с этими принципами, свидетельствует о неповторимости автора как личности, отражая нравственный облик пишущего, служа мерилом его образования и знания.

В отличие от деловых, частные письма не столь стандартны, хотя и обладают нежесткой устойчивой структурой. Письмо начинается зачином, содержащим дату, место, откуда оно направляется, приветствие и обращение. Далее располагается основная информативная часть, в которой сообщаются сведения, послужившие поводом для написания письма. Культура письма требует выделœения в тексте законченных смысловых отрезков, начинающихся с красной строки (абзацев). Концовка письма содержит слова прощания, просьбы, пожелания, подпись, приписки.

Учёт "эпистолярных традиций" при написании личных писем означает прежде всœего соблюдение таких максим рус. речевого этикета͵ как проявление уместной вежливости, доброго отношения к корреспонденту. Уже упоминавшиеся Сазонов и Бельский отмечали, что в частных письмах тон "бывает почтительный к старшим и влиятельным, шуточный – к равным себе и любезный – к низшим. Шаловливая игривость допускается только в переписке дружеской, дышащей неподдельной задушевностью и не сжимаемой рамками сдержанного этикета".

В тексте это проявляется в выборе форм обращения, приветствия, прощания, личных местоимений ты , вы и др.
Размещено на реф.рф
соответственно избранной автором стилистической тональности, конкретной ситуации общения и требованиям национального этикета. Известно, что сфера обращения на вы в английском и немецком языках ýже, чем в русском; эти же языки и соответственно их этические нормы чаще, чем русский, допускают сокращенные имена (см. Культура речи). Так, в русских частных письмах выбор имени и отчества, полной или уменьшительной формы имени, а также имени и наименований родства с ласкательными суффиксами определяется взаимоотношениями корреспондентов, степенью их близости, характером отношений, содержанием письма.

Широко распространена форма обращения со словом дорогой , причем оно носит нейтральный характер, что становиться ясным при сопоставлении этого обращения с ласковыми, интимными словами милый, родной или же со словами официальной окраскиуважаемый , глубокоуважаемый . Ср.
Размещено на реф.рф
с обращением интимного характера дорогой мой или мой дорогой .

В отличие от служебных, в личных письмах встречаются приветствия типа Здравствуй(те)! Добрый день! Шлю привет! Приветствую тебя из Сочи! Нередко приветствия употребляются вместе с обращениями, к примеру: Дорогой Рома, здравствуй! Милый сын мой Мишенька, шлю тебе материнский привет!

Подпись в конце письма соответствует форме обращения в зачинœе: называющие друг друга по имени-отчеству корреспонденты, прощаясь, обычно тоже указывают имя-отчество, иногда – вместе с фамилией; те, кто обращается друг к другу, употребляя имена, наименования родства, прозвища, иногда фамилии или только инициалы и т.п., соответственно так же и подписываются:Твой Саша. Всегда ваш Андрей Викторович. Ваш кум А. Чехов. Академик Тото. Твоя подруга Тихоня .

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в письмах личного характера встречаются самые разнообразные словесные формы установления, поддержания и завершения контакта͵ которые определяются характером взаимоотношений корреспондентов, их настроением, темой сообщения и др.
Размещено на реф.рф
факторами.

Частные письма предлагается также классифицировать с точки зрения мотивов и целœей их написания на такие виды, как: поздравления, сожаления, упреки, оправдания, извинœения, одобрения, комплименты, просьбы, советы, предложения, благодарности, сообщения (информационные), отказы и др.
Размещено на реф.рф
(А.А. Акишина, Н.И. Формановская). В письмовниках конца XVIII–начала XX вв. содержались образцы личных писем – дружеских, поздравительных, благодарительных, просительных, извинительных, сатирических, издёвочных, нравоучительных и др.
Размещено на реф.рф
(до 20 разновидностей).

Каждый вид письма отличается языковой формулой – устойчивым оборотом, фразой, стереотипно выражающей назначение послания. Наиболее подробно эти формулы, употребительные в письмах не только делового (см. Жанры официально-делового стиля), но и личного характера, описаны А.А. Акишиной и Н.И. Формановской в связи с обучением иностранных учащихся особенностям переписки на русском языке. Так, стереотипными выражениями поздравления в частных письмах будут фразы:Поздравляю (-ем) (Вас, тебя) с праздником (с Новым годом, с юбилеем и т.д.) ; Шлю (шлем) Вам (тебе) свои поздравления ; соответственно стереотипным оказываются и ответы на поздравления с выражением благодарности, напр.: Сердечно (горячо, от всœего сердца, от всœей души) благодарю Вас (тебя) за поздравление (за то, что поздравил(-а, -ли) меня и т.д. Вы очень любезны, что…; Это очень мило с твоей стороны… При этом набор устойчивых оборотов достаточно широк, адресант располагает возможностью выбора, который больше в сфере частного, межличностного общения и меньше в сфере деловой.

Языковые формулы соответствующей семантики характерны также для писем, различных по их целœевой установке, напр., информирующих (типа извещения, сообщения): Хочу сообщить новость о…; Мне хотелось бы рассказать о наших делах; Дела мои идут хорошо; В ответ на Ваше письмо №… от … сообщаем (хотим довести до Вашего сведения) ; побудительных (напр., просьбы, запросы, требования): Просим (Вас) выслать нужные документы; Нас интересуют Ваши предложения о…; Я хочу попросить тебя вот о чем…; Давайте встретимся и обсудим наше дело .

В современных пособиях по составлению писем обычно ограничиваются рассмотрением лишь деловой переписки, что, конечно, весьма важно для работников сферы управления, бизнеса и др.
Размещено на реф.рф
При этом пособий типа письмовников с образцами, в т.ч. и частных писем, сегодня нет. До революции существовала практика знакомства широкой публики с образцовыми письмами замечательных людей, чтобы воспитывать вкус у составителœей частной корреспонденции. Для этого в пособиях по письмоводству помещались письма высокопоставленных особ, государственных деятелœей, творческой интеллигенции. С 1917 ᴦ. эта традиция обучать составлению как писем различного характера, так и другим жанрам письменного делового общения по образцам прервалась, накопленный в этой области опыт во многом остается невостребованным.

Эпистолярный жанр - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Эпистолярный жанр" 2017, 2018.

"Эпистолярный" в переводе с греческого - " послание" (epistola). Как жанр он появился в глубокой древности, из письменных наверняка первый. Тысячелетиями это был единственный способ общения между людьми, находящимися вдалеке друг от друга. Эпистолярный жанр - тексты в виде телеграмм, открыток или писем, которыми обменивались адресант с адресатом.

День сегодняшний

Сегодня этот вид общения почти угас, поскольку все средства коммуникации пережили техническую революцию и стали доступными: это и телефон, и интернет. Хотя абсолютно мёртвым эпистолярный жанр считать нельзя, пока летят СМС или сообщения в чате из одного края земли в другой. Пусть совсем забыты эпистолярные традиции, но нужда в письменном общении всё-таки есть. Существует же и электронная почта, и ICQ. Наверное, есть смысл вспомнить законы и правила переписки, адаптировать их к современности и учить детей со школьной скамьи различать письма служебные и частные с соответствующими языковыми различиями (книжно-письменный язык - в деловых, устно-разговорный - в частных), а также пользоваться монологом и диалогом в переписке. Они должны знать, что композиция должна быть строгой либо свободной соответственно адресату послания и что в начале письма ставится обращение к получателю, а в конце - подпись отправителя.

Особенности эпистолярного стиля

Стилистические особенности письма - это эпистолярный стиль, разновидность литературного языка. Хотя один и тот же автор наверняка разным корреспондентам пишет по-разному. Отличаются и тематика, и тональность, потому что пишущий видит перед собой адресата и учитывает своё отношение к нему, его личность, взгляды и интересы. Эпистолярный жанр предусматривает соблюдение этикета в речи, отражающей характер переписки, а также статуса как отправителя, так и получателя письма. От этого зависят формулы обращения в начале и при завершении текста.

Эпистолярные традиции

Эпистолярных традиций много, и поучиться есть где и у кого. Мастера мировой культуры оставили потомкам богатейшее наследие. Помимо дневников и мемуаров (хотя это не эпистолярное общение, поскольку отсутствует диалог), есть письма выдающихся людей, что являются разновидностью мемуарной литературы. Эти исторические документы освещают и оценивают события, свидетелями которых были авторы посланий. Часто эти тексты высокохудожественны, неповторимо образны и совершенны по форме и стилю. Особенно это касается писателей - эпистолярный жанр вбирает их мастерство ничуть не хуже лирики или беллетристики. Письма не только рассказывают о кипучей духовной жизни, об интересах, о бытовых проблемах, но порой отражают работу над литературным текстом, содержат комментарии о замысле, тематике, композиции, языке рождающегося произведения, то есть впускают читателя непосредственно в творческий процесс. Блестящие образцы эпистолярного общения - письма Пушкина, Чехова, Тургенева, Некрасова, Толстого и многих других.

Художественное произведение в эпистолярном жанре

Н.Карамзин, Ф.Глинка, Д.Фонвизин, Ф.Достоевский, Н.Гоголь и многие другие писатели использовали эпистолярный жанр в качестве основного в длинных и ничуть не менее любимых читателями романах.

Эпистолярный жанр

(от греч. epistole – письмо, послание) – текст, имеющий форму письма, открытки, телеграммы, посылаемый адресату для сообщения определенных сведений. Письмо относится к древнему виду письменных сообщений, которыми обмениваются коммуниканты, лишенные непосредственного контакта. На протяжении многих столетий переписка была единственным способом общения на больших расстояниях. "Письмо составляет ту же устную беседу, тот же разговор между отсутствующими, только на бумаге", – писали в 1887 г. Сазонов и Бельский, авторы "Полного русского письмовника". Тогда написанное слово правило миром, составление письма было искусством (Р. Теппер), а Э. ж. отличался особым стилем (см. ).

Сегодня Э. ж. переживает не лучшие времена. Расширение функций устной речи в современных условиях ведет к сокращению объема письменного межличностного общения (заменяется телефоном). Меньше переписываются друзья и родственники, сокращается и фатическая переписка по случаю праздников, юбилеев и других событий личного характера. Активизировался же, обновляется и развивается лишь такой жанр письменной речи, как деловое (служебное) письмо (И.А. Стернин ). Вместе с тем, благодаря новым средствам коммуникации, возможно передавать сообщения помимо традиционной почты с помощью телефакса, факс-модема, электронной почты, пейджера.

Важнейшие структурно-стилистические признаки Э. ж.:

– сочетание в текстах признаков монологической и диалогической речи;

– разделение писем по сфере общения на деловые и частные , с учетом мотивов и целей – по видам , различающимся языковой формулой ;

– использование языковых средств, соответствующих сфере переписки; книжно-письменных в деловых и устно-разговорных в частных письмах;

– устойчивая композиция текста: более жесткая в официальных и более свободная в частных письмах;

– точное обозначение отправителя и получателя, обращение к последнему и подпись отправителя;

– соблюдение речевого этикета с учетом фактора адресата, характера сообщения и национальных "эпистолярных" традиций.

Путем переписки происходит общение дистантное во времени и в пространстве и в письменной форме. Эти факторы накладывают особый отпечаток на Э. ж., определяя его форму и содержание. Так, однонаправленность общения требует обдумывания, даже подготовки текста, чтобы сделать его ясным, исчерпывающим, полным и предвосхитить возможные вопросы, уточнения, исключить непонимание либо инотолкование. Достигается это сравнительной полнотой языковых конструкций, развернутостью и последовательностью изложения, свойственными монологической речи.

В то же время наличие адресата и ожидание ответа либо действия, поступка обусловливает появление признаков, присущих диалогу, в виде обращения, вопроса, напоминания, описания жеста (обнимаю, жму руку и т.д.). Таким образом, в текстах Э. ж. сочетаются элементы монолога и диалога (А.А. Акишина, Н.И. Формановская). Однако наряду с этим выражается мнение, что через письма осуществляется дистантное монологическое общение (Л.Е. Тумина).

Письма, как и открытки (открытые письма), телеграммы (сообщения по телеграфу), а также факсы, пейджерограммы, электронные письма разнообразны и классифицируются по различным основаниям. Так, по сфере общения выделяют деловые (называемые также служебными) и частные (официальные и неофициальные) письма (А.А. Акишина, Н.И. Формановская).

Деловые (служебные) письма составляют переписку государств, учреждений, предприятий, организаций в процессе дипломатической, управленческой, социальной, производственной деятельности. Такое письмо может быть адресовано определенному должностному лицу, однако тип отношений между ними при этом официальный, поскольку и адресат и адресант выступают в качестве юридических лиц – представителей той или иной организации и абстрагированы от своей индивидуальности.

Деловые письма обладают правовой значимостью, т.е. являются документами, правда, менее регламентированными сравнительно с другими жанрами официально-делового стиля. Особенности служебных писем и требования к их составлению обычно содержатся в курсах деловой корреспонденции, в рамках которой рассматриваются различные по содержанию документы, направляемые в виде писем: распоряжения, разъяснения, информационные сообщения вышестоящих органов, а также отчеты, ответы, запросы, пояснения, предложения и т.п. бумаги, направляемые нижестоящими организациями. Составлению деловых писем посвящено много пособий и справочников.

Частные письма делятся на официальные и неофициальные. Первые направляются от имени частного лица к организации; организации к частному лицу; частного лица к частному лицу. Официальные отношения между корреспондентами – обязательный признак этих писем даже в переписке частных лиц, которые не знакомы или мало знакомы друг с другом.

Неофициальными частными письмами считаются послания хорошо знакомых людей, друзей, родственников, всех тех, кто поддерживает неформальные, межличностные отношения. Л.Г. Антонова относит личные письма к письменным жанрам обиходно-разговорной сферы общения (наряду с дневниковыми записями, записками и т.д.). Как и всем разновидностям жанра, письмам личного характера присущи: непринужденность, естественность изложения; свобода выбора средств изложения; заинтересованность, индивидуальность автора, выраженная в тексте явно; определенная (нежесткая) структура; учет "эпистолярных" традиций (Н.И. Формановская), принятых пишущими. Письмо, сочиненное в соответствии с этими принципами, свидетельствует о неповторимости автора как личности, отражая нравственный облик пишущего, служа мерилом его образования и знания.

В отличие от деловых, частные письма не столь стандартны, хотя и обладают нежесткой устойчивой структурой. Письмо начинается зачином, содержащим дату, место, откуда оно направляется, приветствие и обращение. Затем располагается основная информативная часть, в которой сообщаются сведения, послужившие поводом для написания письма. Культура письма требует выделения в тексте законченных смысловых отрезков, начинающихся с красной строки (абзацев). Концовка письма содержит слова прощания, просьбы, пожелания, подпись, приписки.

Учет "эпистолярных традиций" при написании личных писем означает прежде всего соблюдение таких максим рус. речевого этикета, как проявление уместной вежливости, доброго отношения к корреспонденту. Уже упоминавшиеся Сазонов и Бельский отмечали, что в частных письмах тон "бывает почтительный к старшим и влиятельным, шуточный – к равным себе и любезный – к низшим. Шаловливая игривость допускается только в переписке дружеской, дышащей неподдельной задушевностью и не сжимаемой рамками сдержанного этикета".

В тексте это проявляется в выборе форм обращения, приветствия, прощания, личных местоимений ты , вы и др. соответственно избранной автором стилистической тональности, конкретной ситуации общения и требованиям национального этикета. Известно, что сфера обращения на вы в английском и немецком языках ýже, чем в русском; эти же языки и соответственно их этические нормы чаще, чем русский, допускают сокращенные имена (см. ). Так, в русских частных письмах выбор имени и отчества, полной или уменьшительной формы имени, а также имени и наименований родства с ласкательными суффиксами определяется взаимоотношениями корреспондентов, степенью их близости, характером отношений, содержанием письма.

Широко распространена форма обращения со словом дорогой , причем оно носит нейтральный характер, что становиться ясным при сопоставлении этого обращения с ласковыми, интимными словами милый, родной или же со словами официальной окраски уважаемый, глубокоуважаемый . Ср. с обращением интимного характера дорогой мой или мой дорогой .

В отличие от служебных, в личных письмах встречаются приветствия типа Здравствуй(те)! Добрый день! Шлю привет! Приветствую тебя из Сочи! Нередко приветствия употребляются вместе с обращениями, например: Дорогой Рома, здравствуй! Милый сын мой Мишенька, шлю тебе материнский привет!

Подпись в конце письма соответствует форме обращения в зачине: называющие друг друга по имени-отчеству корреспонденты, прощаясь, обычно тоже указывают имя-отчество, иногда – вместе с фамилией; те, кто обращается друг к другу, употребляя имена, наименования родства, прозвища, иногда фамилии или только инициалы и т.п., соответственно так же и подписываются: Твой Саша. Всегда ваш Андрей Викторович. Ваш кум А. Чехов. Академик Тото. Твоя подруга Тихоня .

Таким образом, в письмах личного характера встречаются самые разнообразные словесные формы установления, поддержания и завершения контакта, которые определяются характером взаимоотношений корреспондентов, их настроением, темой сообщения и др. факторами.

Частные письма предлагается также классифицировать с точки зрения мотивов и целей их написания на такие виды, как: поздравления, сожаления, упреки, оправдания, извинения, одобрения, комплименты, просьбы, советы, предложения, благодарности, сообщения (информационные), отказы и др. (А.А. Акишина, Н.И. Формановская). В письмовниках конца XVIII–начала XX вв. содержались образцы личных писем – дружеских, поздравительных, благодарительных, просительных, извинительных, сатирических, издёвочных, нравоучительных и др. (до 20 разновидностей).

Каждый вид письма отличается языковой формулой – устойчивым оборотом, фразой, стереотипно выражающей назначение послания. Наиболее подробно эти формулы, употребительные в письмах не только делового (см. ), но и личного характера, описаны А.А. Акишиной и Н.И. Формановской в связи с обучением иностранных учащихся особенностям переписки на русском языке. Так, стереотипными выражениями поздравления в частных письмах будут фразы: Поздравляю(-ем) (Вас, тебя) с праздником (с Новым годом, с юбилеем и т.д.) ; Шлю (шлем) Вам (тебе) свои поздравления ; соответственно стереотипным оказываются и ответы на поздравления с выражением благодарности, напр.: Сердечно (горячо, от всего сердца, от всей души) благодарю Вас (тебя) за поздравление (за то, что поздравил(-а, -ли) меня и т.д. Вы очень любезны, что…; Это очень мило с твоей стороны… При этом набор устойчивых оборотов достаточно широк, адресант располагает возможностью выбора, который больше в сфере частного, межличностного общения и меньше в сфере деловой.

Языковые формулы соответствующей семантики характерны также для писем, различных по их целевой установке, напр., информирующих (типа извещения, сообщения): Хочу сообщить новость о…; Мне хотелось бы рассказать о наших делах; Дела мои идут хорошо; В ответ на Ваше письмо №… от … сообщаем (хотим довести до Вашего сведения) ; побудительных (напр., просьбы, запросы, требования): Просим (Вас) выслать нужные документы; Нас интересуют Ваши предложения о…; Я хочу попросить тебя вот о чем…; Давайте встретимся и обсудим наше дело .

В современных пособиях по составлению писем обычно ограничиваются рассмотрением лишь деловой переписки, что, конечно, весьма важно для работников сферы управления, бизнеса и др. Однако пособий типа письмовников с образцами, в том числе и частных писем, сегодня нет. До революции существовала практика знакомства широкой публики с образцовыми письмами замечательных людей, чтобы воспитывать вкус у составителей частной корреспонденции. Для этого в пособиях по письмоводству помещались письма высокопоставленных особ, государственных деятелей, творческой интеллигенции. С 1917 г. эта традиция обучать составлению как писем различного характера, так и другим жанрам письменного делового общения по образцам прервалась, накопленный в этой области опыт во многом остается невостребованным.

Лит. : Ляпунова В.Е. Частное письмо как жанр русского литературного языка (на материале писем Чехова) // В творческой лаборатории Чехова. – М., 1974; Акишина А.А., Формановская Н.И. Этикет русского письма. – М., 1981; Акишина А.А. Письмо как один из видов текста. Статья первая: Общие сведения об эпистолярном жанре, "РЯР", 1982. – №2; Статья вторая: Характеристика благодарственных, извинительных и поздравительных писем, там же, 1982. – №4; Сергеева И.Ф. Письмо ждет ответа: книга размышлений, споров и доказательств. – М., 1985; Формановская Н.И. Вы сказали: "Здравствуйте": Речевой этикет в нашем общении. – М., 1987; Ее же: Этикет делового письма. – М., 1988; Веселов П.В. Современное деловое письмо. – М., 1990; Его же: Аксиомы делового письма: Культура делового общения и официальной переписки. – М., 1993; Теппер Р. Как овладеть искусством делового письма: 250 писем и записок в помощь менеджеру. – М., 1994; Романов А.А. Грамматика деловых бесед. – Тверь, 1995; Колтунова М.В. Деловое письмо: Что нужно знать составителю. – М., 1998; Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. – М., 1998; Составление и оформление служебных документов: Практическое пособие для коммерческих фирм, общественных организаций и государственных структур. – М., 1999; Гулякова И.Г. Личность писателя в его письмах (языковой аспект) // Язык, культура, общение в условиях краткосрочного обучения. – СПб., 2000; Добсон Э. Как писать деловые письма: Практическое пособие для всех. – Челябинск, 2000; Пиз А., Данн П. Язык письма. – М., 2000; Кирсанова М.В., Анодина Н.Н., Аксенов Ю.М. Деловая переписка. – М.; Новосибирск, 2001.

О.В. Протопопова

Стилистический энциклопедический словарь русского языка. - М:. "Флинта", "Наука" . Под редакцией М.Н. Кожиной . 2003 .

Смотреть что такое "Эпистолярный жанр" в других словарях:

    эпистолярный жанр - см. эпистолярная литература … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

    ЭПИСТОЛЯРНЫЙ - ЭПИСТОЛЯРНЫЙ, эпистолярная, эпистолярное (лит.). прил., по знач. связанное с эпистолами, с литературными произведениями в форме писем, посланий. Эпистолярный жанр. Эпистолярный стиль. Эпистолярный роман (в форме писем). Толковый словарь Ушакова.… … Толковый словарь Ушакова

    - (от греч. epistola – письмо, послание) – стилистическая особенность писем (посланий) как одной из разновидностей письменной лит. речи (см. Эпистолярный жанр). Номинация Э. с. используется в одном из возможных значений термина стиль (см.), но… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

    эпистолярный - ая, ое. épistolaire adj.1. Написанный в форме письма, послания; являющийся эпистолой. БАС 1. Поэзия разделилась на лирическую, эпическую, драматическую, описательную, эпистолярную и проч. Белинский Горе от ума Грибоедова. Сколько в этом… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Эпистолярный роман - Титульный лист первого издания романа Афры Бен «Любовная переписка дворянина и его сестры» (1684) Эпистолярный роман или роман в письмах разновидность романа, представляющая собой цик … Википедия

    Письмо как жанр - – возникло в результате приспособления формы личной и деловой переписки для нужд журналистики. Будучи опубликованным, письмо становилось достоянием аудитории, в силу этого представлять данный жанр могут в полной мере только такие письма, которые… … Энциклопедический словарь СМИ

Название этого жанра происходит от греческого слова epictole - письмо. отличается весьма специфическим стилем речи, который ориентирован на адресата. В некоторых случаях адресат может быть вымышленным, но он есть всегда. Именно наличие адресата отличает произведения эпистолярного жанра от различных дневников, мемуаров и записок. В статье вкратце освещена история появления и развития эпистолярного жанра, использование его в литературе, приведены особенности. Сохранилась ли потребность в написании писем в век активного развития цифровых технологий? Прочитайте рекомендации по составлению делового письма , как современного представителя этого жанра.

  • Содержание:

История эпистолярного жанра

Эпистолярный жанр зародился в античные времена. Изначально он не имел ничего общего с художественной прозой и не выходил за рамки простого обмена важной информацией. Cо временем возможности жанра становились шире, в нём всё отчётливее стали проступать элементы публицистики и дидактики. Именно эти черты видны в самых древних образцах античной эпистолографии - в письмах Платона и Аристотеля. В них содержались ценные философские размышления о морали и способах управления государством.

Затем пришла очередь так называемой поучительной эпистолографии Эпикура. Все свои философские воззрения этот мыслитель представил в трёх письмах, получателями которых были Менекей, Пифокл и Геродот. Однако со временем «поучительность» из писем стала исчезать. Они становятся сухими, пространные размышления в них уступают место простому перечислению фактов, уделяя больше внимания конкретным событиям.

Далее на историческую сцену выходит риторика , создавшая богатый набор формальных правил и штампов письменной речи. Изучающие эту дисциплину должны были уметь составлять письма на заданную тему от имени заданного лица. В результате возникла так называемая литература фиктивного письма . Риторика формализовала письма, превратив их в особую разновидность словесного искусства. Можно сказать, в эти времена эпистолярный жанр приобрёл многие условности, характерные в том числе и для современности.

Своей стилистикой письма отличались от устной речи. От ораторских речей они отличались своей краткостью, от научной прозы - повышенной эмоциональностью и фамильярностью. Эти черты эпистолярного жанра, сформированные ещё в античные времена, присутствуют в нём и сегодня.


Самые ранние образцы эпистолярной литературы возникли в Европе. Особенно в этом жанре преуспели французы. Их стиль отличался искренностью и неподдельной простотой. Чтобы убедиться в этом, достаточно прочесть «Письма» Жана-Луи Геза де Бальзака или ознакомиться с произведениями Венсана Вуатюра. Не отставали от французов и англичане. Авторами классических писем считаются Джонатан Свифт, Джон Локк, Сидней Смит, Вальтер Скотт и многие другие.

Что касается России, то и наши письма практически в точности повторяли структуру европейских. Влияние европейского этикета многократно усилилось при Петре Первом, когда был издан первый российский письмовник.

Эпистолярный жанр богат яркими примерами, среди которых «Страдания юного Вертера» Гёте, «Роман в девяти письмах» Ф. М. Достоевского, «Переписка» И. С. Тургенева, «Избранные места из переписки с друзьями» Н. В. Гоголя.

Отдельно следует упомянуть романы в письмах. Первым представителем этого эпистолярного направления считается Габриэль Гийераг, автор «Португальских писем», изданных в 1669 году. А в XIX веке эпистолярные романы стали очень популярны. Ярким примером этого направления являются «Бедные люди» Ф. М. Достоевского. Затем популярность эпистолярных романов пошла на убыль, но даже в XX веке появлялись яркие произведения, такие, как роман «Перед зеркалом» В. Каверина, опубликованный в 1972 году и «Письма не о любви» В. Шкловского.

Особенности эпистолярного жанра

Произведения этого жанра отличаются ясностью, краткостью, естественностью и непринуждённостью изложения. Средства изложения автор волен выбирать сам. Единственное, что его ограничивает в этом выборе - эпистолярные традиции, существующие в обществе на момент написания письма.

Сами письма могут быть как деловыми, так и частными. Но все они имеют вполне определённую, хотя и не очень жёсткую структуру. В частных письмах встречаются такие элементы, как дружеские шутки, шутливые перефразирования, недоговорённости и намёки. Особое внимание уделяется форме обращения к адресату: чаще всего она подчёркнуто вежливая. Этот момент характерен как для деловых, так и для личных писем.

Что касается структуры письма, то вначале идёт так называемый зачин, в котором указывается дата написания письма и место, откуда оно было отправлено. Далее идёт вежливое приветствие адресата, потом краткое обращение к нему, под которым перечисляются сведения, ставшие поводом для создания письма. Затем идёт концовка, в которой могут присутствовать прощальные фразы, какие-то пожелания или особые просьбы. В конце ставится подпись.

Назначение частных писем может быть самым разным. В них могут содержаться размышления автора, его личные наблюдения. Он может в чём-то исповедаться адресату. Нередко такие письма содержат автобиографическую информацию, они могут быть дружескими, порицающими, рекомендательными, хвалебными, вопросительными, а иногда и угрожающими.

Как составить деловое письмо


Итак, об особенностях частных писем сказано достаточно. А что собой представляют тексты в деловой переписке? Попытаемся разобраться в их структуре.

В начале делового текста автор обращается к адресату. В этом обращении обязательно должны присутствовать инициалы получателя и занимаемая им должность. Наилучший вариант обращения в деловых текстах - «Уважаемый». Это слово обязательно пишется с прописной буквы, и обязательно по центру. А потом возможны варианты.

К примеру, если письмо адресовано представителю российской компании, но его компания старается придерживаться западных корпоративных стандартов, тогда адресата называют только по имени. А к представителям сугубо отечественных компаний обращаются по имени-отчеству. Если адресат знаком автору письма, то текст можно начать так: «Уважаемый Степан Сергеевич». А если автор не знает адресата лично, тогда: «Уважаемый господин Кириллов».

Важный момент: в деловых текстах слово «господин» никогда не сокращается до «г-н». Обращение вида «Уважаемый господин Кириллов С. С.» в таких текстах тоже категорически недопустимо. Всегда или «Степан Сергеевич», или «господин Кириллов».

Пример делового письма

Обращение

Генеральному директору
ЗАО «Пирамида»
Кириллову С. С.

Уважаемый Степан Сергеевич!
или
Уважаемый господин Кириллов!

Преамбула

В преамбуле чётко излагаются причины, заставившие автора написать письмо. Ознакомившись с преамбулой, адресат должен понять, о чём пойдет речь дальше. К примеру:

Я вынужден написать Вам и выразить свою обеспокоенность низким качеством исходных материалов для сборки мебели, поставляемых Вашей компанией. Надеюсь, что Вы примете меры, которые приведут к улучшению сложившейся ситуации, а также возместят причинённые убытки.

Основной текст

Здесь в 2-4 абзацах обрисовывается сложившаяся ситуация, выражаются мысли автора по поводу этой ситуации и предлагается вариант решения проблемы, либо просто озвучивается просьба предпринять конкретные шаги для её решения. Например:

В течение последних двух месяцев 20% исходных материалов в каждой поставленной Вами партии являются бракованными. Этот факт уже зафиксирован и должным образом оформлен экспертами нашего ОАО. Копии экспертных заключений прилагаются к этому письму.

Из-за бракованных материалов убытки нашего ОАО уже достигли 2 млн. рублей. Мы сотрудничаем с ЗАО «Пирамида» уже более семи лет, и до сего момента у нас не было претензий к Вашей компании. В сложившихся обстоятельствах мы вынуждены настаивать на возмещении убытков.

Заключение

Здесь подводится краткий итог, ведущий к логичному завершению послания. Пример:

Уверен, что Вы сумеете разобраться в этой ситуации, и в самое ближайшее время мы возобновим наше сотрудничество.

Подпись

Здесь указываются инициалы автора письма и должность, которую он занимает. Этому предшествует обычная вежливая форма «С уважением». Также при подписании деловых писем следует учитывать ранги адресатов. Если письмо адресовано директору предприятия, значит, подписывать его тоже должен директор предприятия. В крайнем случае, письмо может подписать первый заместитель генерального директора (хотя этот вариант всё-таки нежелателен). Пример:

С уважением, Генеральный директор мебельного завода «Луч» Фёдоров И. В.

Благодарственное письмо

Стоит упомянуть и очень распространённый образец эпистолярного жанра в современном мире. Благодарность за оказанную помощь, качественную услугу или просто ответственное отношение к своей работе можно и нужно выразить соответствующим письмом. Такое письмо займёт достойное место у адресата - на сайте или даже в рамке на стене. Подробней о читайте в нашей статье на эту тему.

ГОУ Гимназия № 000

«Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»

Диплом

Эпистолярный стиль в письмах и

Саркисян Милена

Руководитель: кпн

Москва, 2013

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава1. Эпистолярный жанр
§1.1.История происхождения эпистолярного стиля…………………………..5
§1.2. Основные особенности эпистолярного стиля…………………………...6
§1.3.Идиостиль……………………………………………………………………….8
Глава2. Анализ писем Пушкина и Жуковского с точки зрения эпистолярного стиля…………………………………………………………………………………11
Заключение…………………………………………………………………….........23
Список литературы………………………………………………………...….........24

Введение

В наше время культура переписки является предметом пристального внимания исследователей. Письма известных деятелей науки, литературы и истории интересны в познавательном плане, так как отражают многие стороны жизни эпохи и дают возможность получить сведения как об адресате , так и об адресанте . Сохранившаяся переписка также может давать информацию об эпистолярной культуре в целом и об индивидуальном стиле переписки конкретного автора.

Актуальность исследования заключается в том, что в наше время цифровых технологий коммуникативная связь между людьми осуществляется в режиме онлайн, будь то смс сообщения на телефоне, электронная почта на компьютере или общение в социальных сетях. Процесс вытеснения письма этими видами связи осуществляется особенно интенсивно. На этом фоне обесценивается такое понятие, как эпистолярный стиль. Люди перестают писать друг другу письма, теряется умение передавать чувства, эмоции словами, уменьшается словарный запас людей, пропадает логика построения текста. Невозможно почувствовать состояние человека в тот, момент, когда он пишет сообщение, потому что оно универсально. В письмах же раскрываются индивидуальные особенности тех, кто пишет, т. е. адресата и адресанта.


Современное поколение охладевает к художественной литературе XIX-XX века, молодые люди не интересуются внутренним миром великих писателей прошлых лет, поэтому у нас усиливается ощущение отсутствия интереса к эпистолярному наследию русских классиков. А в письмах русских писателей раскрывается не только их богатый внутренний мир, душевное состояние, творческие устремления, но и время, в котором они жили. В связи с этим, мы считаем, что тема нашей исследовательской работы актуальна.

Цель нашего исследования – определить значение и роль эпистолярного стиля в письмах Пушкина и Жуковского.

Исходя из вышеназванной цели, мы поставили перед собой следующие задачи , которые предполагается решить в ходе исследования:

Определить особенности эпистолярного стиля

Проанализировать письма Пушкина и Жуковского с точки зрения эпистолярного стиля

Определить влияние поэтов друг на друга в переписке (взаимопроникновение стилей)

Тема нашего исследования привлекла внимание многих ученых в разных областях литературоведения: , А, М, Фридмана работы некоторых из них мы используем в нашей работе.

Структура работы определена логикой исследования и поставленными задачами. Работа включает введение, две главы, заключение и библиографию .

Глава 1

Эпистолярный стиль

§1.1. История происхождения эпистолярного стиля

Эпистолярный стиль (от греческого epistola – письмо послание) - это стиль речи, используемый при написании писем в частной переписке. Этот стиль может быть составной частью других стилей, например, художественной литературы, публицистики.

Речь в эпистолярном стиле распространена в различных сферах деятельности и общения. Существует дипломатическая, деловая, коммерческая переписки. Такие виды переписок относятся к перепискам официального характера. К перепискам неофициального характера относится частная переписка. В научной сфере письмо является не только средством личного общения ученых, но и формой обмена информацией, разновидностью научной прозы. В публицистике эпистолярный стиль используется как особый жанр открытого письма, предназначенный скорее не конкретному лицу, а широкой общественности.

Эпистолярный стиль был известен еще в древней Руси. Берестяная грамота – подлинно народная корреспонденция. Она использовалась и для частных писем, и для писем с деловыми и бытовыми вопросами, и для жалоб на правительство. Уже тогда придерживались законов построения письма. В письме «От Гостяты къ Васильви» обозначены автор и адресат. Письмо Гостяты, созданное в XI веке – первый образец частного письма Древней Руси. Древнейшим образцом эпистолярного стиля также является хорошо известная переписка Ивана Грозного с Курбским в XVI веке.

Формирование эпистолярного стиля в различных видах государственной и частной переписки происходит в эпоху Московского государства. С течением времени происходит развитие эпистолярного стиля в литературе: появляется эпистолярная проза, поэзия, публицистика.

Постепенно происходило развитие переписки делового, профессионального и личного характеров. Это обусловило издание особых руководств по составлению писем – «письмовников».


С развитием эпистолярного стиля появляется старейшее в России руководство с образцами переписки – «Приклады, како пишутся комплименты разные».

Издаются письма известных деятелей науки, государства и искусства, получившие резонанс в различных сферах духовной жизни: , и многих других.

§1.2. Основные особенности эпистолярного стиля

Одним из важнейших принципов эпистолярного стиля является четкое соблюдение формальных признаков. Характерные особенности эпистолярного стиля:

· определенная роль адресата и адресанта, их точное обозначение;

· отражение социального положения, проявление авторского «я», индивидуальной речевой специфики;

· сочетание монологической и диалогической речи, устно-разговорной и книжно-письменной речи;

Так, письма одного автора к разным адресатам различаются по тематике, стилю, тональности, потому что пишущий всегда учитывает личность, интересы, взгляды адресата, выражает свое отношение к нему. Например, исследователи эпистолярного наследия обнаружили, что стиль и даже почерк великого поэта и искусного мастера письма менялись в зависимости от ситуации, от того, кому он писал.

Почерк его писем к близким – жене, брату, друзьям - небрежен и шутлив. Зато совсем другим почерком, уж не говоря о стиле, написаны письма шефу жандармов Бенкендорфу. Это почерк холодный, официальный, с отточенными завитками.

В письмах, как в эпистолярном жанре, особенно ценится ясность и краткость. Как и всем разновидностям жанра, письмам личного характера присущи:

· непринуждённость, естественность изложения;

· свобода выбора средств изложения;

Частные письма, имея разное назначение, несут всевозможную информацию: содержат размышления, наблюдения, исповедь, выражают эмоции, чувства, дают бытовые и автобиографические сведения. В письмах проявляется непосредственность мироощущения, ставящего читателя лицом к лицу с мыслью, чувствами, настроениями пишущего. Письма позволяют шаг за шагом пройти с автором жизненный путь, воссоздают черты характера, широкий круг интересов, его личные отношения к событиям. Они отражают изменения в судьбе, взглядах, душевной настроенности автора.

Письма писателей составляют часть их наследия. Они знакомят читателя не только с жизнью и творчеством автора, но и рассказывают о его духовной жизни, широте интересов. Поэтому переписка имеет огромное значение не только в культурно-историческом отношении, но и в языковом, поскольку оказывается лабораторией, в которой осваиваются и оттачиваются обороты речи.

В письмах писателей отражаются особенности идиостиля , проявляется личностное начало и эмоционально окрашенное отношение к излагаемому содержанию.

§1.3. Идиостиль

Идиостиль (по-другому индивидуальный стиль) – это система содержательных и формальных лингвистических характеристик, присущих произведениям определенного автора, которая делает уникальным воплощенный в этих произведениях авторский способ языкового выражения.

Термин «идиостиль» соотносится также с термином «идиолект». Однако между этими понятиями есть важное различие. Под идиолектом определенного автора понимается вся совокупность созданных им текстов в исходной хронологической последовательности. Под идиостилем же понимается совокупность доминант и констант определенного автора, которые определили появление этих текстов именно в такой последовательности.

Понятия идиостиля и идиолекта находятся в последнее время в центре интереса лингвистической поэтики. Интерес к «языковой личности» сопровождал языковое творчество на протяжении большей части его истории, но доминирующим он впервые стал в эпоху романтизма, когда появились определения и конкретные описания идиостилей. В русистике 20 в. понятия «индивидуального стиля» и «языковой личности» прежде всего связывают с именем.

В настоящее время взгляды на то, что такое идиостиль, варьируют очень широко. Среди многообразия точек зрения на соотношение таких понятий, как поэтический язык, поэтический текст, поэтический идиостиль и идиолект, можно выделить два основных подхода:

· идиолект и идиостиль считаются соотносящимися между собой как поверхностная и глубинная структуры в описаниях типа «Смысл Текст» или же образующими триаду «Тема Приемы выразительности Текст»

· поэтический идиолект может быть описан как система связанных между собой доминант и их функциональных областей

Однако, безусловно, существует необходимость построения наиболее общей модели идиостиля, делающую возможным органичный переход от формы к содержанию и от содержания к форме. В творчестве определенного автора выделяются произведения, которые оцениваются по различным текстовым параметрам: структуре ситуации, единству концепции, композиционных принципов, подобию звуковой и ритмико-синтаксической организации. Отношение, которое возникает между произведениями одного автора, по аналогии с отношением, возникающим между произведениями разных авторов (интертекстуальность) называют автоинтеркстуальным . Обычно среди различных таких текстов находится один, который выступает в роли метатекста (сопрягающего, разъясняющего текста), или автоинтертекста по отношению к остальным.

Основной единицей метатекста является метатроп. Выделяют ситуативные, концептуальные, композиционно-функциональные и операциональные метатропы, которые в совокупности образуют замкнутую систему зависимостей, порождающих авторскую модель мира.

Соотношение между различными видами метатропов (МТР) схематически может быть представлено следующим рисунком:

31 октября" href="/text/category/31_oktyabrya/" rel="bookmark">31 октября 1824 г. Из Михайловского и Тригорского
в Петербург.

Милый, прибегаю к тебе. Посуди о моем положении. Приехав сюда, был я всеми встречен как нельзя лучше, но скоро всё переменилось: отец, испуганный моей ссылкою, беспрестанно твердил, что и его ожидает та же участь; Пещуров, назначенный за мною смотреть, имел бесстыдство предложить отцу моему должность распечатывать мою переписку, короче - быть моим шпионом; вспыльчивость и раздражительная чувствительность отца не позволяли мне с ним объясниться; я решился молчать. Отец начал упрекать брата в том, что я преподаю ему безбожие. Я всё молчал. Получают бумагу, до меня касающуюся. Наконец, желая вывести себя из тягостного положения, прихожу к отцу, прошу его позволения объясниться откровенно... Отец осердился. Я поклонился, сел верхом и уехал. Отец призывает брата и повелевает ему не знаться avec ce monstre, ce fils dénaturé {См. перевод} (Жуковский, думай о моем положении и суди). Голова моя закипела. Иду к отцу, нахожу его с матерью и высказываю всё, что имел на сердце целых три месяца. Кончаю тем, что говорю ему в последний раз. Отец мой, воспользуясь отсутствием свидетелей, выбегает и всему дому объявляет, что я его бил, хотел бить, замахнулся, мог прибить... Перед тобою не оправдываюсь. Но чего же он хочет для меня с уголовным своим обвинением? рудников сибирских и лишения чести? спаси меня хоть крепостию, хоть Соловецким монастырем. Не говорю тебе о том, что терпят за меня брат и сестра - еще раз спаси меня.

Поспеши: обвинение отца известно всему дому. Никто не верит, но все его повторяют. Соседи знают. Я с ними не хочу объясняться - дойдет до правительства, посуди, что будет. Доказывать по суду клевету отца для меня ужасно, а на меня и суда нет. Я hors la loi {См. перевод}.

P. S. Надобно тебе знать, что я уже писал бумагу губернатору, в которой прошу его о крепости, умалчивая о причинах. , у которой пишу тебе эти строки, уговорила меня сделать тебе и эту доверенность. Признаюсь, мне немного на себя досадно, да, душа моя, - голова кругом идет.

Письмо Жуковскому от 01.01.01 года Пушкин пишет, находясь в Михайловской ссылке в имении отца. Написано оно на русском языке , но есть французские слова и выражения. В письме он рассказывает своему другу трагическую историю его конфликта взаимоотношений с отцом. Пушкин описывает свои переживания из-за того, что его отец вызывался быть его надзирателем.

Письмо начинается с ласкового обращения – «милый», а оканчивается словами «душа моя». Мы понимаем, что Пушкин тепло относится к своему наставнику. Адресант обращается за помощью к другу: «прибегаю к тебе». Это служит доказательством доверительных отношений двух великих поэтов. Читая письмо, мы обращаем внимание на то, что Пушкин говорит с Жуковским на «ты», несмотря на большую разницу в возрасте между ними(16 лет) и на то, что в XVIII-XIX веках было принято обращаться на «вы» даже к ближайшим родственникам. Такое обращение Пушкина к Жуковскому показывает нам непосредственность в общении и безграничное доверие друг к другу.

В своем письме к Жуковскому, рассказывая о семейной драме, Пушкин уверяет друга, что держал себя в руках, несмотря на горячий и вспыльчивый нрав: «Я решился молчать». Возвратный постфикс глагола в прямой речи показывает, что Пушкин определил свое поведение по отношению к отцу.

Потрясенный предательствам отца, Пушкин, давая выход гневу, возбуждению, другим сильным чувствам, нагромождает синонимы. Так в его речи мы видим градацию, показывающую нарастающую волну эмоций в душе: «я решился молчать», «я все молчал».

Но наступает момент (пишет Пушкин), когда он просит разрешения у отца объясниться откровенно. Поэт ожидал подобную реакцию отца: «Отец осердился». Пушкин молит Жуковского: «Жуковский, думай о моем положении и суди». Для того чтобы рассказать о своих чувствах адресату, автор использует метафору: «Голова моя закипела» и фразеологизм: «Высказал все, что имел на сердце целых три месяца», «голова кругом идет». Подчеркивая возбужденное состояние отца, снова использует градацию только теперь в речи отца: «я его бил, хотел бить, замахнулся, мог прибить». Дальше идет фраза: «Перед тобой не оправдываюсь». Это говорит о том, что Жуковский отлично разбирался в семейных отношениях Пушкиных и не поверил бы, что поэт может поднять руку на отца.

Обращаясь к Жуковскому, Пушкин восклицает: «спаси меня», «еще раз спаси меня», используя повтор. Это крик души. Родной отец не может понять Пушкина, а Жуковский его понимает, помогает ему в самых сложных, запутанных жизненных ситуациях.

Синтаксис письма Пушкина Жуковскому помогает понять внутреннее состояние адресанта, поэтому в тексте можно найти большое количество определенно-личных предложений: «Иду к отцу, нахожу его с матерью и высказываю все, что имел на сердце целых три месяца»; «не говорю тебе о том, что терпят за меня брат и сестра – еще раз спаси меня». Определенно-личные предложения сообщают изложению разговорную экспрессию, динамичность, непринужденность. Такие предложения отличаются естественностью, энергичностью и эмоциональностью.

В тексте используется умолчание и риторические вопросы, что еще больше подчеркивает трагическое положение Пушкина.

В письме слышится отчаяние, душевный надрыв и мольба о помощи.

Переписка между поэтами была частая, все волнующие проблемы они обсуждали в своих письмах. Послание Жуковского Пушкину 1 июня 1824 года не является ответом на первое, анализируемое нами письмо.

Ты уверяешь меня, Сверчок моего сердца, что ты ко мне писал, писал и писал - но я не получал, не получал и не получал твоих писем. Итак, бог судья тому, кто наслаждался ими. На последнее и единственное твое письмо буду отвечать двумя словами, ибо тремя некогда. Имя Сафианос прекрасное и для меня столь же священное, как и для Греции. Но не знаю, удастся ли мне почтить его так, как я бы желал. Поговорю с теми, кто это дело знает и кто что-нибудь по этому делу может. Если не получишь никакого от меня отзыва - то знай, что не удалось. Если же удастся, то лень исчезнет, и напишу подробно. Обнимаю тебя за твоего «Демона». К черту черта! Вот пока твой девиз. Ты создан попасть в боги - вперед. Крылья у души есть! Вышины она не побоится, там настоящий ее элемент! дай свободу этим крыльям, и небо твое. Вот моя вера. Когда подумаю, какое можешь состряпать для себя будущее, то сердце разогреется надеждою за тебя. Прости, чертик, будь ангелом. Завтра же твой ангел. Твои звали меня к себе, но я быть у них не могу: пошлю только им полномочие выпить за меня заздравный кубок и за меня провозгласить: «Быть Сверчку орлом и долететь ему до солнца».

Жуковский.

В письме Жуковский обещает помочь Пушкину, который просил приютить восьмилетнюю Родоес Софианос, дочь грека, погибшего в освободительной войне за независимость Греции. Также Жуковский восхищается произведением Пушкина «Демон»(1823) и прочит ему великое будущее.

Снова замечаем, что Жуковский также общается с другом доверительно, обращается к нему на «ты». Жуковский ласково называет Пушкина «сверчок моего сердца». Это прозвище молодой поэт получил, будучи членом литературного общества «Арзамас».

В речи адресанта мы видим градацию. Слова располагаются так, что каждое последующее содержит усиливающее значение, благодаря чему нарастает общее впечатление, производимое группой слов: «ты ко мне писал, писал и писал – но я не получал, не получал и не получал твоих писем». Кроме того, используется противопоставление, которое указывает на волнение по поводу отсутствия ответов.

Непосредственность общения поэтов особенно замечается в письме Жуковского из-за наличия шутливых фраз: «на последнее и единственное твое письмо буду отвечать двумя словами, ибо тремя некогда».

Жуковский хвалит своего друга за стихотворение «Демон». В этом стихотворении лирический герой оказывается под влиянием «злого гения». Сила, влияющая на героя, неведома, неизвестна, незнакома и чужда ему, он не способен с ней справиться и, следовательно, довольно восприимчив к ее давлению. Светлое мироощущение героя находится под угрозой, демон пытается внести в его внутренний мир печаль, уныние, муку, затуманить его восприятие. Боясь того, что описанное в стихотворении может постигнуть и самого Пушкина, Жуковский восклицает: «К чорту чорта!» Он пытается приободрить товарища, говорит о его великом будущем: «Ты создан попасть в боги – вперед».

Упомянув о том, что у Пушкина день ангела на следующий день, Жуковский не упускает случая пошутить: «Прости чортик, будь ангелом», и использует уменьшительно ласкательный суффикс, что говорит о нежном отношении адресанта к адресату.

Речь Жуковского метафорична: «Крылья у души есть!...дай свободу этим крыльям, и небо твое». И заканчивает свое письмо Жуковский великолепной метафорой: «Быть сверчку орлом и долететь ему до солнца».

Эмоциональность текста подчеркивает синтаксис. В небольшом тексте три восклицательных предложения.

Логичность и четкость изложения в письме Жуковского усиливается наличием сложноподчиненных предложений: «Ты уверяешь меня, Сверчок моего сердца, что ты ко мне писал, писал и писал - но я не получал, не получал и не получал твоих писем», «когда подумаю, какое можешь состряпать для себя будущее, то сердце разогреется надеждою за тебя».

Необыкновенно трогательные обращения Жуковского к Пушкину: «Сверчок моего сердца», «чортик, будь ангелом».

Письмо Жуковского невероятно ласковое, дружеское, проникнутое заботой и любовью и верой в блестящее будущее друга.

Не стоит забывать, что Пушкин общался с разными людьми по-разному. Безусловно, к Жуковскому он относился тепло и нежно. Но любовь к другу не сможет сравниться с любовью к женщине. Итак, рассмотрим письмо Пушкина своей жене от 01.01.01 года.

Н. Н. ПУШКИНОЙ.

Ангел мой женка! сейчас получил я твое письмо из Бронниц - и сердечно тебя благодарю. С нетерпением буду ждать известия из Торжка. Надеюсь, что твоя усталость дорожная пройдет благополучно и что ты в Москве будешь здорова, весела и прекрасна. Письмо твое послал я тетке, а сам к ней не отнес, потому что репортуюсь больным и боюсь царя встретить. Все эти праздники просижу дома. К наследнику являться с поздравлениями и приветствиями не намерен; царствие его впереди; и мне, вероятно, его не видать. Видел я трех царей: первый велел снять с меня картуз и пожурил за меня мою няньку; второй меня не жаловал; третий хоть и упек меня в камер-пажи под старость лет, но променять его на четвертого не желаю; от добра добра не ищут. Посмотрим, как-то наш Сашка будет ладить с порфирородным своим тезкой; с моим тезкой я не ладил. Не дай бог ему идти по моим следам, писать стихи да ссориться с царями! В стихах он отца не перещеголяет, а плетью обуха не перешибет. Теперь полно врать; поговорим о деле; пожалуйста, побереги себя, особенно сначала; не люблю я святой недели в Москве; не слушайся сестер, не таскайся по гуляниям с утра до ночи; не пляши на бале до заутрени. Гуляй умеренно, ложись рано. Отца не пускай к детям, он может их испугать и мало ли что еще. Пуще береги себя во время регул - в деревне не читай скверных книг дединой библиотеки, не марай себе воображения, женка. Кокетничать позволяю, сколько душе угодно. Верхом езди не на бешеных лошадях (о чем всепокорно прошу Дмитрия Николаевича). Сверх того прошу не баловать ни Машку, ни Сашку и, если ты не будешь довольна своей немкой или кормилицей, прошу тотчас прогнать, не совестясь и не церемонясь.

Во время написания письма Пушкин находится дома, а жена его в отъезде. Поэт ласково обращается к Наталье Николаевне: «Ангел мой женка!» В этих словах видна невероятная любовь и нежность Пушкина к жене.

В тексте используется личное местоимение «ты», что указывает на духовную близость супругов. Пушкин заботится о Наталье, переживает, как бы она не заболела в дороге: «Надеюсь, что твоя усталость дорожная пройдет благополучно и что ты в Москве будешь здорова, весела и прекрасна».

Пушкин честен со своей женой, он говорит ей все, как есть: «Письмо твое послал я тетке, а сам к ней не отнес, потому что репортуюсь больным и боюсь царя встретить».

Дальше Пушкин углубляется в историю и говорит, что видел трех царей, и никто из них не сделал ничего хорошего для него. Он надеется, что сын не пойдет по его стопам, потому что, по его мнению, это ни к чему не приведет: «Не дай бог ему идти по моим следам, писать стихи да ссориться с царями! В стихах он отца не перещеголяет, а плетью обуха не перешибет».

После лирического отступления, Пушкин возвращается к бытовым вопросам. В данном тексте Пушкин использует глаголы в повелительном наклонении, которые выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мыслях говорящего. Например, «не пускай», «не гуляй», «не марай», «береги» и так далее. Давая указания своей жене, Пушкин использует определенно-личные предложения: «гуляй умеренно», «отца не пускай к детям», «не слушай сестер» и прочее. Благодаря этому повышается смысловая роль главного члена, все внимание читателя сосредотачивается на действии. В строках, где есть прямое обращение к жене, Пушкин использует простые предложения с однородными сказуемыми: «Гуляй умеренно, ложись рано». В философских размышлениях о будущем сына, речь поэта изобилует сложными предложениями: «Посмотрим, как-то наш Сашка будет ладить с порфирородным своим тезкой; с моим тезкой я не ладил».

В напутствиях Наталье Гончаровой, Пушкин выступает главой семьи, строгим отцом и мужем, заботящимся о своей семье человеком. Читатель видит, что в семье слово Пушкина – закон.

Рассмотрим письмо Жуковского Протасовой от марта 1815 года.

Жуковский - Протасовой -март 1815 в Муратове

Милая Маша, нам надобно объясниться. Как прежде от тебя одной я требовал и утешения и твердости, гак и теперь требую твердости в добре. Нам надобно знать и исполнить то, на что мы решились. Дело идет не о том только, чтобы быть вместе, но и о том, чтобы этого стоить. Следовательно, не по одной наружности исполнять данное слово, а в сердце быть ему верным. Иначе не будет покоя, иначе никакого согласия в чувствах между мною и маменькой быть не может. Сказав ей решительно, что я ей брат, мне должно быть им не на одних словах, не для того единственно, чтобы получить этим именем право быть вместе. Если я ей говорил искренно о моей к тебе привязанности, если об этом и писал, то для тоги, чтобы не носить маски - я хотел только свободы и доверенности. Это нас рознило с нею. Теперь, когда все, и самое чувство, пожертвовано, когда оно переменилось в другое лучшее, в нежнейшее, нас с нею ничто не будет рознить. Но, милый друг, я хочу, чтобы и ты была совершенно со мною согласна, чтобы была в этом мне и примером и подпорою; хочу знать и слышать твои мысли. Как прежде ты давала мне одним словом и бодрость, и подпору, так и теперь ты же мне дашь и всю нужную мне добродетель. Чего я желал? Быть счастливым с тобою! Из этого теперь должно выбросить только одно слово, чтобы все заменить. Пусть буду счастлив тобою! Право, для меня все равно - твое счастиеили наше счастие. Поставь себе за правило все ограничить одной собою, поверь, что будешь тогда все делать и для меня. Моя привязанность к тебе теперь точно без примеси собственного и от этого она живее и лучше. Уж я это испытал на деле-смотря на тебя, я уже не то думаю, что прежде; если же на минуту и завернется старая мысль, то всегда с своим дурным старым товарищем, грустью; стоит уйти к себе, чтобы опять себя отыскать таким, каким надобно; а это еще теперь, когда я от маменьки ничего не имею, когда я еще ей не брат - что ж тогда, когда и она с своей стороны все для меня сделает. Я уверен, что грустные минуты пропадут и место их заступят ясные, тихие, полные чистою к тебе привязанностью. Вчера за ужином прежнее немножко что-то зацепило меня за сердце - но воротясь к себе, я начал думать о твоем счастии, как о моей теперешней заботе. Боже мой, как это меня утешило! Как еще много мне осталось! Не лиши же меня этого счастия! Переделай себя совершенно и будь этим мне обязана! Думай, беззаботно о себе, все делай для себя-чего для меня болеет Я буду знать, что я участник в этом милом счастии! Как жизнь будет для меня дорога! Между тем я имею собственную цель-работа для пользы и славы! Не легко ли будет работать? Все пойдет из сердца и все будет понятно для добрых! Напиши об этом твои мысли - я уверен, что пни и возвысят и утвердят все мои чувства и намерения.

Я сейчас отдал письмо маменьке. Не знаю, что будет. В обоих случаях-Perseverance! < Упорство, настойчивость - (фр.) > . Меня зовут! чудо - сердце не очень бьется. Это значит, что я решился твердо...

Мария Протасова была сводной племянницей и ученицей Жуковского. Поэту было тридцать лет, когда он влюбился в тринадцатилетнюю девочку. Мать Маши была против их будущего брака, полагая, что их родство слишком близкое. Не добившись разрешения на брак, Жуковский и Маша дали обещание заменить свою любовь крепкой дружбой. В 1817 году она вышла замуж за Мойера – доктора, которого Жуковский считал достойным человеком. В 1823 году, в марте Жуковскому пришла весть из Дерпта – Маша скончалась при вторых родах. Мария Протасова-Мойер прожила всего тридцать лет. Безутешно горевавший по ней патриарх русской романтики и поэзии Василий Жуковский установил крест с распятием на ее могиле в Дерпте.

В письме к Маше романтик Жуковский говорит ей о своей любви, смирении, о верности в дружбе и о том, что готов ради счастья любимой пожертвовать своим.

Жуковский, горячо любивший свою племянницу, обращается к ней: «милая», «милый друг». В речи адресанта мы видим повторение группы слов «нам надобно». Эти повторы должны укрепить силы его возлюбленной, помочь смириться с решением матери. Кроме того, поэт использует местоимение «мы», «нам», «наше», что показывает читателям, как адресант объединяет Машу и себя в единой целое.

В своей речи Жуковский часто использует градацию, таким образом подчеркивается значимость слов, им произносимых, и серьезность, с которой он подходит к решению проблемы: «Иначе не будет покоя, иначе никакого согласия в чувствах между мною и маменькой быть не может».

Перед нами письмо-рассуждение, Жуковский не просто рассказывает о своих чувствах Маше, но и пытается в них разобраться и в конечном итоге приходит к выводам: «…чудо - сердце не очень бьется. Это значит, что я решился твердо...» Композиция письма – рассуждение: в тезисе желание поэта объясниться с племянницей откровенно, он приводит доводы, с какой целью нужно это объяснение, и в выводе снова объясняет Маше, что они должны смириться и оставаться друзьями. Средством связи частей рассуждения является вводное слово «следовательно».

Жуковский использует яркие эпитеты, описывая свои чувства по отношению к Маше: «чистая привязанность», «ясные, тихие минуты». Его речь поэтична, лирична и романтична.

В письме присутствуют 17 восклицательных предложений, которые подчеркивают эмоциональность текста, и 6 риторических вопросов, позволяющих нам узнать о тех мыслях и чувствах, которые волновали поэта при написании письма.

Вывод:

В этой главе мы рассмотрели лексику и грамматику писем и, выявили индивидуальные особенности стиля речи каждого адресанта, которые дали возможность увидеть, как формируются мысли и чувства великих поэтов.

Заключение

Результатом исследовательской деятельности является новое знание об истории происхождения эпистолярного стиля, об его особенностях и характеристиках и о понятии идиостиля.

Полученные знания позволили проанализировать письма и с точки зрения особенностей эпистолярного стиля.

В ходе исследования выявлено, что письма передают внутренние чувства не только через содержание текста, но и посредством лексики и грамматики.

Проанализированные нами письма к и жене показали, что мысль формируется человеком эмоциональным, что отражается в лексике, грамматике и синтаксисе.

А у в письмах к и Марии Протасовой тематика и манера речи характеризует его как поэта-романтика, заботливого друга и верного возлюбленного.

На основе анализа текстов мы смогли с новой для себя стороны увидеть выдающихся поэтов.

Список литературы

Литература:

2. Семенко и поэзия Жуковского. - М..: Художественная литература,1975

3. Панов словарь юного филолога.-М..:Педагогика, 1984

4. Друг - поэт, воспитатель, наставник. М..: Дошкольное воспитание,2006

5. Кунина Пушкина: переписка, воспоминания, дневники. – М.: Правда, 1984

Интернет-ресурсы:

1. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. – Режим доступа: http://www. *****/pushkin/toc. htm. - Данные соответствуют 02.05.2013

2. Сайт Стилистический энциклопедический словарь русского языка - Режим доступа: http://. - Данные соответствуют 02.05.2013